Как вязать морские узлы: 28 схем

Известно множество отличных узлов, используемых для разнообразных намерений. Понимание морских узлов пригодится не только на океанском лайнере, но и на парусной яхте, катамаране и прочих небольших суднах. Знать о них следует и туристам, частенько отправляющимся в дальние походы.

Что такое морские узлы и для чего они предназначены

Плетение морских узлов — целое искусство, появившееся еще в древности. Помимо моряков, обучиться ему следует всем, ведь этот навык может пригодиться в ежедневных трудностях и задачах. К примеру, все варианты штыков позволяют стремительно закрепить канат на стабильной опоре.

Морские узлы по праву считаются самыми крепкими и надежными

Преимущества морских узлов:

  • связывают части одинакового размера;
  • прекрасно справляются с резкими рывками и нагрузкой;
  • не распадаются и не скользят, в том числе после намокания.

Морской узел должен завязываться чрезвычайно плотно и надежно, при этом должна оставаться возможность быстро его растянуть.

Рекомендуется использовать веревки из натуральных материалов и нитей, однако со временем они все равно будут повреждаться.

Следует использовать верёвки, изготовленные из натуральных волокон

История морских узлов

Люди начали вязать узлы задолго до первой добычи огня и уж тем более до появления колеса. Делали их из волокон, стеблей или сухожилий животных. Таким образом закрепляли орудия труда, ограничивали в передвижении домашних животных, мастерили сети для рыбной ловли, придумывали первые лодки и хижины.

Распространенные в наши дни морские узлы обнаруживают даже на «кораблях мертвых» в древнем Египте — погребальных моделях лодок, возраст которых составляет больше 5000 лет.

Археологам удалось найти беседочные узлы на сохранившихся снастях корабля фараона Хеопса, а на одной из дверей, которая ведет в гробницу фараона Тутанхамона, — так называемый выбленочный.

Завязывание узлов это одно из древнейших изобретений человечества

С развитием мореходства техника плетения узлов получила еще большую популярность. Уже тогда начали создаваться первые системы узловых соединений для надежной фиксации корабельной оснастки.

Морские узлы чрезвычайно крепкие, поэтому их стали использовать не только моряки, но и люди разнообразных профессий. Узлы продолжают видоизменяться и совершенствоваться. Немаловажную роль в этом сыграла популяризация туризма, в особенности альпинизма.

Навык вязания морских узлов может пригодиться скалолазам и альпинистам

Схемы вязания основных морских узлов

В эпоху расцвета судоходства было известно примерно 4000 типов морских узлов. До современности сохранилось лишь 700 из них, прочие утеряны безвозвратно.

Перед тем как приступать к выполнению основных морских узлов, определим некоторые основные понятия:

  • коренной конец – это крайний конец троса, который крепится неподвижно;
  • ходовой конец – незакрепленный конец троса, с которого начинаются все алгоритмы вязания узлов;
  • петля – сложенный вдвое ходовой или коренной конец;
  • колышка – петля из окончаний веревки, которые перекрещиваются между собой;
  • полуузел – концы одного или разных канатов, которые перехлестывают друг друга;
  • обнос – часть троса, которая обматывается вокруг объекта или предмета, концы которого не перекрещиваются;
  • шлаг – оборот троса вокруг предмета или другой веревки, концы направляются в противоположные стороны.

Классифицируют и дифференцируют узлы по их применению или по используемому в них материалу:

  • Стопорные узлы, с утолщением на окончании, соединяющие коренной и ходовой концы. В частности, они способствуют удержанию страховочного канала в стопоре с целью противостоять соскальзыванию.
  • Закрепляющие узлы, которые обеспечивают крепление веревки ходовым концом к другому канату или объекту. К примеру, для закрепления флага или швартовки в специализированных гаванях.
  • Связывающие узлы, соединяющие между собой веревки, разные в поперечнике. К примеру, применимы при остановке на растяжку у берега, если протяженность каната, с помощью которого судно привязывается к стоянке, недостаточна.

Есть еще несколько разновидностей: декоративные и особые. Кроме того, известны самозатягивающиеся узлы, которые укрепляются при загруженности, и незатягивающиеся, сохраняющие свою первоначальную форму.

Прямой узел

Это один из старейших методов объединения тросов или веревок, равных в поперечнике. Еще именуют «геркулесовым» или «бабским» узлом. Очень популярный вариант плетения, однако совсем не безопасный: при огромной тяге или промокании начинает сползать, распадаться и развязываться.

Простой штык

Это плетение используют, если необходимо закрепить швартовые тросы к причалам или выполнить буксировку. Он незаменим при креплении судна, поэтому считается чрезвычайно важным незатягивающимся морским узлом. Способен выдержать огромную нагрузку в несколько тонн. Тем не менее плетение несложно растягивается.

Чтобы завязывать данный морской узел, требуется:

  1. Сделать петлю вокруг точки опоры.
  2. Провести веревку через образовавшуюся петлю, причем неважно, проводится свободный конец над или под веревкой. Роль играет лишь то, чтобы проведение выполнялось каждый раз с одной и той же стороны.
  3. Дальше выполняется петля вокруг веревки, и свободный конец снова проводится через получившуюся петлю.
  4. В результате необходимо закрепить конец однонитевым или двухнитевым тросом из растительного материала.

Простой штык применяют для крепления швартовочного троса за причал

Если требуется обеспечение максимальной надежности, можно завершить штык контрольным узлом.

Штык со шлагом

Это плетение схоже со стандартным штыком, но отличается дополняющим шлагом вокруг крепления. Он нередко практикуется для швартовки на длительную стоянку благодаря своей надежности. Для его сплетения придется ходовой конец веревки 2 раза обнести вокруг крепления, дальше связать коренную часть полуштыками и закрепить с использованием однонитевого или двухнитевого троса.

Штык со шлагом используют при креплении швартовых

Штык с обносом

Этим узлом крепят тросы за кольца или опоры, бечевки за скобы вспомогательных якорей, а еще накладывают предохранительные сетки на грузовые люки.

Для его исполнения следует:

  1. Окончание бечевки пропустить в крепежное кольцо или обернуть вокруг опоры.
  2. Затем необходимо обогнуть продетым концом основную веревку и продеть ее в крепежное кольцо.
  3. После из того же конца сформировать петлю вокруг основной веревки.

Штык с обносом применяют для крепления сеток на люках

В результате ходовой конец привязывается за коренную часть за счет однонитевого или двухнитевого троса.

Рыбацкий штык

Еще одно название — якорный. Это известнейший и чрезвычайно крепкий узел, использующийся для укрепления троса на якоре и прочих целей. Схож с обычным штыком со шлагом:

  1. Окончание веревки 2 раза просовывается в кольцо, второй оборот остается свободным.
  2. Конец веревки следует уложить поверх коренного конца и заткнуть его под свободно лежащий оборот таким образом, чтобы можно было завязать первый полуштык.
  3. Продолжить оборачивать коренной конец и выполнить второй полуштык.

Рыбацкий штык пригодится для надежного закрепления конструкции

В результате затянуть за счет однонитевого или двухнитевого троса.

Связывание тросов штыками

Выделяется несколько методов исполнения такого узла.

Первый способ:

  1. Окончание одного троса требуется сложить по типу петли и укрепить коренную часть двумя или тремя полуштыками.
  2. Потом в петлю вносится окончание второго, которое тоже необходимо привязать к коренной части полуштыками.
  3. Окончания укрепляются однонитевым или двухнитевым тросом.

Связывание тросов штыками используют для крепления двух веревок

Второй метод основывается на том, что конец одного троса прикрепляется за счет трех полуштыков ко второму, а конец второго обхватывается полуштыками вокруг первого.

Второй способ связывания тросов штыками

Выбленочный узел

Получил свое наименование из-за кусочков смоляной веревки около 2 см в диаметре, называемых выбленками. Их использовали матросы на парусных кораблях для того, чтобы выполнить структуру, схожую с лестницей, по которой удастся передвигаться по вантам. Они и создали такое плетение, которое можно было бы сформировать с использованием одной руки.

Это особенно надежный и плотно утягивающийся узел. К нему прибегают при необходимости привязать выбленок к вантам, закрепить непостоянную оттяжку к стропу или подвязать прокладку между судном и пристанью.

Выбленочный узел считается одним из самых надежных узлов

Затягивающаяся удавка

Подобный вариант применяется, чтобы временно закрепить трос за плавающие объекты. Трос укладывается в форме двух петель схожего диаметра. Ходовая часть несколькими витками обносится вокруг них, а затем ее остаток заводится в петлю по ходу коренной части. Развязать плетение несложно, нужно лишь дернуть за коренную часть троса.

Затягивающаяся удавка используется в качестве крепления для поднятия предмета из воды

Гачный узел

В основном практикуется для укрепления широких тросов на крюке. Он способен сдержать среднюю загруженность тросов.

Окончание троса, заранее обернутое вокруг спинки крюка, укладывают в него и накрывают сверху коренной частью троса. В результате ходовой конец укрепляют однонитевым или двухнитевым тросом. Технология упрощает выполнение плетения на всяком участке троса.

Гачный узел подходит для небольшой нагрузки

Буксирный узел

Практикуют для укрепления буксирного троса на крюке или опоре. При этом появляется возможность стремительно подтравить или подобрать буксирный трос.

Для его формирования веревка огибается вокруг объекта. Ее конец заводится под основную бечевку и снова огибает предмет — после повторяем этот шаг. В результате ходовой конец закрепляется с помощью однонитевого или двухнитевого троса.

Буксирный узел используют для крепления троса

Узел «кошачьи лапки»

Используется, чтобы незначительно укоротить строп для подъема грузов. Для выполнения следует сложить трос в два раза и его конец отвести таким образом, чтобы получилось две петли. После одновременно их закручивают в противоположных направлениях несколько раз и надевают на крюк.

Узел «кошачьи лапки» позволяет сравнительно немного уменьшить длину стропа

Узел для уменьшения длины троса

Трос, который требуется укоротить, складывается пополам, чтобы образовалось две петли, затем каждая из них стягивается полуштыком и скрепляется с тросом однонитевым или двухнитевым тросом.

Узел для уменьшения длины троса служит для укорачивания веревки

Узел восьмерка: первый вариант

Узелок, получивший свое название благодаря характерной форме. Он является основой многих креплений и в основном выполняет роль стопора и закрепляющего узла для крючка и разных опор. Основным его преимуществом считается простота завязывания и развязывания, даже если трос намок.

К примеру, на парусных яхтах восьмерка используется в качестве стопора и крепления. Кроме того, с его помощью можно сделать ручки для ведра или завязки для санок, настроить гитарные струны или усовершенствовать поводок для собаки.

Схема вязания узла Восьмерка

Веревка складывается вдвое, образуя петлю. У ее основания концы веревки накладываются друг на друга, а нижняя часть заводится за верхнюю, формируя восьмерку.

Узел восьмерка; второй вариант

Очень похож с предыдущим узлом, однако в этом случае конец троса заранее обносится вокруг коренной части троса дважды. Цели использования также совпадают со стандартной восьмеркой.

Второй способ завязывания узла Восьмерка

Стопорный узел

Он накладывается на трос с помощью двух шлагов, затем ходовой конец 2-4 раза обматывается вокруг троса по направлению тяги и крепится к нему с использованием однонитевого или двухнитевого троса. Причем стопор может накладываться на трос и по направлению спуска троса, и против этого направления.

Стопорный узел можно накладывать в разных направлениях по веревке

Крепление троса на кнехтах

Швартовый, или буксирный, трос проводится между тумбами кнехта (парных креплениях), затем он поочередно обносится вокруг них в форме восьмерки. В целом рекомендуют выполнять наложение трех-пяти восьмерок на кнехты.

Таким же образом верхние шлаги, которые накладываются на кнехты троса, вяжутся с использованием прочного однонитевого или двухнитевого троса, его концы должны быть связаны рифовым узлом.

Узел для крепления троса на кнехтах служит для фиксирования к парной тубме на причале

Шлюпочный узел

Такое плетение используется в целях крепления троса при буксировке шлюпки.

Чтобы его завязать, необходимо:

  1. Ходовой конец троса продеть в носовое кольцо шлюпки и пропустить под первую банку (доску для укрепления шлюпки).
  2. После ходовой конец обносится вокруг второй банки, проводится под тросом, перекрещивая его, и заново пропускается под банку.
  3. В результате из окончания троса формируется петля и подводится под шлаг, опоясывающий банку.

Шлюпочный узел используют для буксировки шлюпки

Что стоит учесть новичкам перед обучением

Начинать новичкам следует с изучения и заучивания специальной терминологии, к которой часто прибегают при описании схем узлов и манипуляций, основных правил и команд.

Также следует знать английские вариации тех или иных терминов. Это поможет ориентироваться в зарубежной литературе по данной тематике, изучать ее и получать новые полезные знания:

  • Knot – представляет собой переплетение ходового и коренного конца, либо связанные концы.
  • Bend – представляет собой соединение ходовых концов тросов, чтобы соединить их в один.
  • Hitch – представляет собой закрепление ходового конца на другом предмете.

Помимо терминов, следует обратить внимание на основные схемы вязания. Начинать следует с булиня, восьмерки, прямых узлов, простого полуштыка и штыка. После того, как они будут полностью освоены, можно приступить к изучению более сложных вариаций узлов, которые потребуют больше умений, навыков и практики.

Стоит помнить, что прочность узла зависит и от мастерства человека, и от крепости веревки. Поэтому следует внимательно подходить к подбору материала для практических занятий.

Главное в этом деле — постоянная практика, чтобы качественный узел быстро удавался даже с закрытыми глазами в любой стрессовой ситуации. Ведь это полезное занятие, помимо всего прочего, благотворно влияет на многие качества и характеристики человеческого мозга: координацию и мелкую моторику в том числе.

А вы используете морские узлы в обычной жизни? В каких ситуациях? Делитесь опытом в комментариях.

Оцените статью
Все о походах, охоте, рыбалке и собаках во всех подробностях