Как установить транцевые колеса на лодку, элементарная инструкция

Приобретение лодки ПВХ с мотором еще не избавляет заядлого рыбака от проблем. Транспортировка, спуск лодки на воду или погрузка ее на автомобиль, как ни странно, является очень трудоемкой работой. Нетрудно произвести элементарные расчеты, чтобы удостовериться в этом. Надувная лодка длиной 3,5 м имеет массу около 50-60 кг. Если на нее установлен мотор, то общая масса доходит до 100 кг. Прибавьте сюда снаряжение, снасти, топливо или якорь. Нетрудно догадаться, что перемещать такой груз в одиночку нереально.

  1. Первый способ выйти из ситуации – взять с собой напарника. Но и с ним трения днищем о землю, камни или ветки не избежать. В итоге чувствительное полотно может повредиться.
  2. Второй способ – приобрести или сконструировать транцевые колеса. С их помощью лодку можно перемещать, как обычную тачку, на небольшие расстояния.

Оказывается, установка транцевых колес на лодку ПВХ сопровождается соблюдением некоторых требований и правил, поэтому перед выполнением работ с ними необходимо ознакомиться.

Требования

Тип днища, размеры транца, внешний вид или способ крепления колес могут быть различными. Несмотря на это, существуют универсальные требования, которых следует придерживаться, чтобы колеса были не только функциональными, но и не повредили материал ПВХ. Тем более, что схема установки всех типов устройств идентична.

  • Транцевые колеса, стойки которых имеют изгиб, необходимо устанавливать так, чтобы ось была как можно ближе к центу тяжести. Изгиб стойки должен быть направлен откормы к носу лодки, а не назад. В таком случае на колеса будет приходиться основная нагрузка, что позволит снизить усилия тех, кто производит перевозку.
  • Между поверхностью покрышки колеса и днищем лодки должно быть определенное расстояние. В непогоду при перевозке грязь может налипать на колесе. Этот зазор необходимо для возможности вращения колеса, независимо от поверхности. Как минимум, он должен составлять 20 мм.
  • Смещать фланцы к самому нижнему краю транца нельзя. Между нижней точкой крепления и краем транца должно быть расстояние не менее 5 мм. Учитывая постоянные нагрузки и не слишком высокую прочность многослойной фанеры при попадании на нее воды, это расстояние увеличивают по максимуму. Точное значение зависит от длины стойки колеса.
  • Устанавливая стойки, рассмотрите вариант складывания колес, даже если в данный момент используются быстросъемные устройства. При складывании колесо не должно цеплять за баллон лодки. С другой стороны, колеса следует развести максимально, так как при этом увеличивается устойчивость на твердой поверхности. Расстояние между колесом и баллоном не менее 10 мм.
  • Еще одно требование не связано с соблюдением размеров. Это правило ориентирования стойки колеса. Во-первых, она должны быть строго вертикальной. Во-вторых, для отличия правой стойки от левой пользуются следующим правилом: стойка устанавливается так, чтобы колесо было обращено к баллону, а не к мотору.

Подготовительный этап

Сколько бы литературы вы ни изучили относительно изготовления, покупки и установки транцевых колес, обязательно следует ознакомиться с инструкцией, идущей в комплекте с устройством. Основой подготовительного этапа считается подготовка необходимых инструментов и материалов. Те, кто пренебрегает данной процедурой, рискуют испортить весь процесс.

К примеру, закрепив стойку на один болт, мастер отлучился в поисках подходящего ключа. В это время конструкция не выдержала нагрузки, транец разрушился, лодка упала, и острый край стойки повредил ПВХ. Естественно, пример смоделирован, но схожего рода неприятности часто встречаются.

К работе можно приступать, если имеются следующие инструменты:

  • уровень;
  • электрическая дрель с комплектом сверл по дереву;
  • карандаш или маркер;
  • силиконовый водостойкий герметик;
  • отвертка;
  • ключи.

Перед всеми работами лодку следует накачать. В процессе придется примерять стойки, а сделать это на спущенной лодке невозможно. В случае пайолной лодки днище можно не устанавливать, так как относительно него не рассчитывается ни один габарит.

Проведение работ

Для удобства работы лодку необходимо приподнять и установить на подставку, в результате чего ее днище должно располагаться на высоте 40-50 см от земли. Перекидные и быстросъемные колеса отличаются способом крепления стоек к фланцам, однако сами фланцы к транцу прикручиваются болтами в обоих случаях. Придется в транце просверливать отверстия. Если вы не готовы на этот шаг, то необходимо приобрести колеса на струбцинах. В перекидном устройстве стойка вращается вокруг оси и фиксируется специальным запорным механизмом.

Места крепления кронштейнов необходимо тщательно разметить. Правильно установленные колеса должны удовлетворять предъявленным выше требованиям. На транце проводится прямая линия вертикально. Расстояние от этой линии до внутренней части баллона составляет 85-90 мм. Вторая линия, горизонтальная, проводится параллельно нижней кромке транца на расстоянии 5 мм. Как уже было указано выше, это расстояние желательно увеличить до 10-15 мм.

Естественно, при проведении разметки на правой части транца мы готовим установку правого колеса, а на левой – левого. Образовавшийся угол – место установки кронштейна. Но не спешите его крепить. Сначала собирается стойка с колесом и пристегивается к фланцу. Затем конструкцию целиком прикладывают на размеченное место и проверяют выставленные зазоры. Убедитесь, что колесо при складывании не цепляет за баллон и, тем более, за кромку транца.

Предварительная разметка не является абсолютной. После примерки выяснится точное расположение кронштейна на транце. При необходимости перемещаем стойку вместе с кронштейном до полного соответствия всех зазоров, и уже после этого отмечаем отверстия для сверления. Если примерка прошла успешно, то перемещать фланец не нужно и можно сразу наметить места сверления.

Работа с дрелью требует определенных навыков. В начале и конце сверления велика вероятность повреждения поверхности. Чтобы этого не случилось, рекомендуется процедуру проводить в три этапа: накернить отверстие, просверлить отверстие малого диаметра, просверлить отверстие нужного диаметра.

Если попытаться сверлить тем сверлом, которое по диаметру соответствует крепежным болтам, то небольшой перекос, стопорение сверла или его недостаточная заточка приведут к расщеплению древесины и сколам, что ухудшает эстетический вид. Профессионалы советуют отверстие не сверлить насквозь, а «встретить» его обратным сверлением, так как на выходе сверла зачастую и образуются сколы.

Транец лодки сделан из спрессованной многослойной фанеры. При попадании влаги внутрь волокон материал начнет разбухать. Для предоствращения этого необратимого процесса следует отверстия, болты и шайбы креплений обработать водостойким герметиком. Любой последующий демонтаж ведет к необходимости повторной обработки, а остатки старого герметика следует удалить.

Наконец, последний этап – процесс сборки. В принципе, стока должна быть уже собранной, ведь на предыдущем этапе проходила ее примерка. Но если это мероприятие по каким-либо причинам было пропущено, то процедура сборки представляет собой следующие работы: Крепление колеса к стойке, крепление стоки к фланцу, крепление фланца к транцу. Кстати, перечисленные работы можно выполнять в любой последовательности.

Работа с некоторыми моделями лодок

Лодки «Солар» относятся к категории плавсредств с надувным днищем (НДНД). Днище в кормовой части выступает за плоскость транца, что, по сути, является особенностью таких моделей. Между баллонами днище покрыто специальным фартуком, выполняющим защитную функцию при глиссировании. Если использовать прямые стойки, то они в рабочем состоянии будут подминать этот фартук, поэтому подразумевается установка колес с изогнутыми стойками.

Как крайний случай, если уже приобретены колеса с прямыми стоками, можно их установить с использованием проставки и удлиненных болтов. Толщина проставки должна быть равна выступу днища за плоскость транца. Сама же проставка изготавливается из текстолита или фанеры.

Лодка «Касатка» имеет ярко выраженный киль. Если в плоскодонных лодках нижняя кромка транца горизонтальная, то здесь она выполнена в виде треугольника. Стойки должны оставаться вертикальными, поэтому фланцы крепятся не параллельно кромке, а по горизонтальной линии. Важно, чтобы крепление фланцев не попадало на места крепления пайол.

Лодка «Викинг» выпускается компанией «Посейдон», как и лодка «Касатка». Она также характерна своей килеватостью, которая выражена, кстати, в меньшей степени. При разметке следует позаботиться о том, чтобы кронштейны располагались выше мест крепления пайол. Проблему может создать фартук, расположенный в верхней части транца между баллонами. Если положению колес в рабочем состоянии ничего не мешает, то при переводе их вверх стойки будут упираться в этот фартук. Выходом является максимально низкое размещение транцевых колес с минимальными по длине стойками. В результате колеса просто не будут доставать до фартука.

Самостоятельная установка транцевых колес является задачей вполне выполнимой. Если учесть все приведенные выше советы, то можно выполнить работу качественно даже при отсутствии должного опыта. От качества зависит безопасность эксплуатации, эффективность при транспортировке, снижение усилий, которые вынужден прикладывать владелец.

Оцените статью
Все о походах, охоте, рыбалке и собаках во всех подробностях